Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная Школа №349
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
с углубленным изучением английского языка

27-28 октября на базе ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва проходила Общероссийская научно-педагогическая конференция «Уроки Лихачёва». Конференция проводилась при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Академии постдипломного педагогического образования и КПО «Пушкинский проект». От нашей школы в конференции принял участие учитель русского языка и литературы, председатель МО учителей русского языка, Давыдова  Светлана Викторовна. 

Уроки Лихачёва, действительно, получились настоящими. В первый день участники конференции стали учениками. Они посетили уроки, которые провели учителя ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва и ГБОУ гимназии №171. Произошло знакомство со стилистическими особенностями сада и русской поэзии, речевым портретом личности и языковой картиной мира автора, Петербургским текстом и мифами о городе. В конце урока «ученики» поделились впечатлениями о формах работы, новом опыте. А учителям даже захотелось поставить всем хорошие отметки за активность и проявленный интерес.
       Перемену после уроков организовала Обухова Марина Юрьевна, директор ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва. «Уроки Лихачёва неслучайны в стенах нашей школы – Дмитрий Сергеевич не только учился здесь, но и формировался как человек, тонко чувствующий язык, художественную литературу и культуру», – отметила Марина Юрьевна.
Конференция продолжилась лекциями филологов, литературоведов, преподавателей высших учебных заведений.
Фёдоров Сергей Владимирович проследил вместе со слушателями образ девы-путеводительницы в русской литературе и культуре, обращаясь к древнерусским текстам (Е. Еразму и «Повести о Петре и Февронии Муромских»), текстам XIX («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и современной литературе.


      Продолжил разговор о древнерусской литературе и способах работы с ней, приобщении юных читателей к столь сложному и далёкому по времени комплексу текстов Филонов Евгений Анатольевич, сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Был представлен интернет-ресурс с оцифрованными рукописями, комментариями, иллюстрациями, ссылками и гипертекстом, который переносит читателей XXI века в эпоху Древней Руси и сокращает временную дистанцию между читателем и текстом.


      Участники конференции смогли и сами представить собственный опыт работы с текстами и идеями Д.С. Лихачёва. Началась работа секций. Учителя из разных школ и городов делились своими наработками и идеями. Тут же, в процессе обсуждения докладов, появлялись новые мысли. Рождался интерес, отклик, поддержка и настоящее творчество.
«Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя» (Д.С. Лихачёв).

      Второй день конференции начался с приветственного слова и анонса Дзюба Екатерины Олеговны, руководителя проекта региональной научно-практической конференции школьников «Лихачёвские чтения» 2021–2022 гг. Было сказано много тёплых слов о важности конференции «Уроки Лихачёва», о людях, которые приняли непосредственное участие в организации и поддержке данного мероприятия.
Далее были выступления обучающихся – победителей «Лихачёвских чтений» 2021 года.  Школьники представили свои исследования семейных реликвий и родословных. Было интересно увидеть, какие предметы-реликвии сохранились в семьях ребят, узнать их историю, и самое главное – задуматься о собственной семье, традициях и памятных вещах. Также ребята подняли важную тему сохранения памяти семьи, родословной. Создание древа семьи, целого альбома – это отличная идея для совместного досуга детей и взрослых.


        Коллектив ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва представил участникам конференции видеоработу «Академик и время», где юные умы, учителя и преподаватель высшей школы размышляли о личности академика Д.С. Лихачёва.
      После просмотра видеоработы началась панельная дискуссия «Экология культуры и современная система образования», в которой приняли активное участие преподаватели средней и высшей школы:
     – Свирина Наталья Михайловна, д. п. н., профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт- Петербурга;
      – Карачевцев Игорь Альбертович, директор, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №166, Заслуженный учитель Российской Федерации, абсолютный победитель конкурса Учитель года (2003);
      – Малютина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва;
   – Дзюба Екатерина Олеговна, член СХМСИ «Европейского художественного союза», Международного союза педагогов художников, руководитель музея истории школы, учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва;
      – Семаков Артём Сергеевич, учитель английского языка ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва.



        Панельную дискуссию вёл Фёдоров Сергей Владимирович, к. п. н., заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО, задавший векторы обсуждения: Петербургский учитель, взаимосвязь науки и культуры, науки и школы. Собрались разные поколения, а значит и взгляды. Каждый слушатель отметил что-то важное для себя. «Я понял, что идеальный учитель должен следовать трём "О": быть образованным, обязательным и остроумным», – поделился собственным постулатом Игорь Альбертович.

      Мастер-класс Карачевцева Игоря Альбертовича «Д.С. Лихачёв – последний петербургский интеллигент?» стал заключительным выступлением конференции. Вопрос так и остался открытым, потому что всегда есть надежда на новых героев нашего времени.
Конференция закончилась, но впечатления, размышления, новый опыт останутся с участниками надолго. В современном мире технологий, «быстрого поиска» цели в жизни и массовости так приятно было остановить «мгновение» и вспомнить о добром и вечном.
«Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте о путешествиях, мемуары. Читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её» (Д. С. Лихачёв).