Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная Школа №349
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
с углубленным изучением английского языка

Даты проведения: 14-18 октября.
Время проведения: Тема: Оркестр русских народных инструментов
Цель занятия: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение музыкальных интересов путём знакомства с оркестром русских народных инструментов.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способствовать развитию музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном отношении к русским народным инструментам;
расширить знания в области истории становления в России оркестра русских народных инструментов;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
создать условия для развития умений устанавливать связь между русскими народными инструментами и устным народным творчеством;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы об особенностях оркестра русских народных инструментов;
формировать активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
продолжить формирование вокально-хоровых навыков и навыков слушателя;
актуализировать знания о группах русских народных инструментов;
создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению разновидностей русских народных инструментов.
Музыкальные материалы: русский народный наигрыш «Полянка», хороводная, звучание русских народных инструментов, презентация.
Основные понятия темы: русские народные инструменты: домра, балалайка, гусли, рожок, жалейка, свирель, трещотки, бубен, ложки, баян, гармонь; оркестр, скоморохи, инструменты: струнные, духовые, клавишно-духовые, ударные.
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
экран
фортепиано
интерактивный комплекс
презентация по теме;
игра-закрепление «Музыкальные инструменты русского народного оркестра» и музыкальная игра «Третий лишний», созданные на сайте LearningApps.org )
видео6 «Оркестр народных инструментов»раздаточный материал: карточки с изображением русских народных инструментов, схема-эталон размещения народных инструментов, листы самооценки.

Содержание занятия: Если вы думаете, что народные инструменты давно покрылись пылью, что на них играют лишь студенты музыкальных училищ да пожилые музыканты, то вы глубоко заблуждаетесь! Народные инструменты – это не дремучее прошлое, они популярны по сей день. Их активно используют не только народные коллективы, но и исполнители музыки различных стилей и жанров. От классики до рока и джаза все чаще можно услышать звучание гармони, балалайки, домры.
На этих музыкальных инструментах обучают в музыкальных школах, затем можно поступить в музыкальное училище и даже в консерватории есть отделения народных инструментов.

Струнные инструменты:
Балалайка
Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.
Название инструмента передает характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», очень похожа на такие слова, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Гусли:
Самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент.
Первые упоминания о гуслях найдены в источниках 5 века нашей эры. Гусли имеют от 5 до 14 струн, играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая», и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах.

Домра:
Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора.
Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины.

Духовые инструменты:
Рожок:
Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский», «песенный», «владимирский».
Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре рожечников занимают песенные наигрыши.

Свирель:
Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или даже металла.
На Руси издавна считали, что свирель (или «продольная флейта») — инструмент, специально созданный для любви. Согласно древним преданиям, на ней играл Лель – сын Лады, славянской богини любви.

Флейта Пана:
Флейта Пана (пан-флейта) — многоствольная флейта, состоящая из бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу.
Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд.
Количество трубок — не менее трёх. Трубки бывают длиной от 10 до 120 см.
Европейское общее название многоствольных флейт со скреплёнными трубками. Произошло от имени древнегреческого бога Пана.

Волынка:
На Руси волынка была очень популярным инструментом. Делали её из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Свистулька:
Старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Устройство его очень просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.

Гармонь:
Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью.
Баян:
Русский язычковый клавишно - пневматический музыкальный инструмент. Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Ударные инструменты:
Ложки: внешне не отличаются от обычных деревянных ложек, только из более твёрдых пород дерева.
Бу́бен: музыкальный ударный инструмент, круглый с натянутой на одной стороне кожей. Иногда внутри подвешиваются бубенчики и колокольцы.
Трещотка: народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоит из набора 18-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, соединенных плотной верёвкой.

Народные музыкальные инструменты сопутствовали русскому человеку всю его жизнь. Сопровождали свадебные обряды, народные праздники: «Купала», «Масленица», «Радуница» и др. Сопель, гусли, бубен, волынка – наиболее популярные инструменты на народных игрищах и празднествах.

Смотреть презентацию...